Смертные грехи в исламе

В этой главе, рассматривая причи­ны и мотивации греха, мы покажем его особые проявления в повседневной жизни. В первом разделе собраны фрагменты писаний, говорящие о раз­личии между добром и злом. Каждый из последующих разделов дает представление о каждом из главных грехов в отдельности. Существуют разные классификации греховных деяний, например: грех разума, грех языка, грех тела. Однако более распространено деление грехов­ных деяний на четыре основных греха: половая распущенность, убийство, воровство и ложь. Словесные преступления могут быть разделены на: ложь и преднамеренный обман, лицемерие особенно в вопросах религииклеве­ту и лжесвидетельство и непристойную речь. В последнем разделе речь идет о пристрастии к алкоголю, наркотикам и азартным играм, о так называ­емых "преступлениях без жертв", которые на деле оказываются преступле­ниями против самих. Религии мира совершенно единодушны в осужде­нии всех этих грехов и считают их самыми тяжкими. Кто разрушает жизнь и произносит ложь, хватает то, что не дано ему в этом мире, и ходит к жене другого, человек, который предается пьянству, — подрывает себе корень здесь, в этом мире. Дхаммапада 246 - 247 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. Первое послание к коринфянам 6:9 — 10 Ворующий золото и пьющий вино, Оскверняющий ложе учителя и убийца брахмана —. Пятый — кто присоединится к. Существуют ли универсальные'критерии, по которым мы можем судить в момент соверше­ния действия или впоследствии, добрый это поступок или злой? Писания религий мира дают разные ответы на этот счет. Первая группа приводимых в данном разделе текстов определяет добро и зло по их последствиям. Добрый человек или доброе деяние дают добрые плоды; злой человек и злое деяние приносят злые плоды. Особое внимание придается добрым плодам в Пяти Счастьях Конфуция и христианских плодах Духа. Затем следуют цитаты, определяющие добро и зло по целям и намерени­ям деяний человека. Целью может быть следование существующим нор­мам: дхамма, или желание Бога, или Небесный Путь, или намерение может быть постигнуто внутренне, интуитивно. Определение добра и зла по целям и намерениям дает возможность различать добро и зло, даже когда резуль­тат действия не виден. Но поскольку намерения часто скрыты, их можно выявить проверкой, о которой говорится в последней подборке фрагментов писаний. По плодам их узнаете. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете. Евангелие от Матфея 7:16 — 20 Если ты, Рахула, хочешь совершить какое-либо действие, ты должен обдумать это действие следующим образом: "Действие, которое я хочу совершить, действие моего тела, может причинить вред мне самому, или другим людям, или и мне и другим, это неумелое действие, его плоды — мука, его результаты — страдание". Если ты, Рахула, подумаешь об этом и решишь, что это так, то ты, Рахула, конечно, не совершишь этого действия. Мадждхима Никайа, Амбалаттхика-Рахиловада сутта Вот пять источников счастья: первый — долгая жизнь; второй — богатство; третий — крепость тела и спокойствие разума; четвертый — любовь к добродетели; пятый — конец, достойно увенчивающий жизнь. Из шести главных зол первое — несчастливо короткая жизнь; второе — болезнь; третье — истощение ума; четвертое — бедность; пятое — безнравствен­ность; шестое — слабость. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Послание к галатам 5:19 — 23 Посланник Аллаха сказал: "Знаешь ли ты, что чаще всего приводит людей в Рай? Это страх Божий и добрый характер. Знаешь ли ты, что чаще всего приводит людей в ад? Две пустые вещи: рот и половые органы". Хадис Тирмидхи ибн-Маджаха. То из них, которое осуществляет доброе намерение, — доброе, а то, которое осуществляет злое намерение, — греховно. То, что очищает душу или чем очищается душа, — достоинство, приносящее ощущение счастья. То, что отдаляет душу от добра, — недостаток, дающий ощущение несчастья. Сатвартхасиддхи Пуйапады 6,3 Хорош ли этот правоверный или плох? Тот, кто хорош с Небом и хорош с людьми, это добрый правоверный; хорош с Небом, но плох с людьми, это плохой правоверный. Но грешен тот, кто плох с Небом и плох с людьми, а кто плох с Небом, но не плох с людьми — тот грешный человек, но не плохой. Талмуд, Киддушин 40а Если кто-то хочет любыми способами достичь счастья циклического существования ради собственных целей, его можно считать низким человеком. Если кто-то отказывается от низких поступков и от земных радостей ради собственного освобождения, его можно считать средним человеком. Если кто-то хочет спасти от страдания других ценою собственного страдания, это превос­ходный человек. Бодхипатхапрадипа Божественное определение добродетели — это полная самоотдача, полное служение и полное отсутствие эгоизма. Мы должны жить для. Ты живешь для других, и другие живут для. Бог живет для человека, и человек живет для Бога. Муж живет для жены, и жена — для мужа. И здесь единство, гармония и процветание. Зло — это проявление эгоизма в этом мире. Божественный принцип свободной от эгоизма самоотдачи извратился, став не божественным принципом эгоистического присвоения. Устано­вилось не божественное предпочтение быть обслуживаемому, а не служить. Начало зла — Сатана. Он должен был служить Богу, но вместо этого принял вид другого бога и поработил людей ради собственного блага. От его эгоизма пошли зло и грех. Сан Мюн Мун 10 — 20 — 73 Желания людей, по большей части, сводятся к еде, питью и плотским утехам, а то, чего они не желают, это смерть, изгнание, бедность, страдания. Таким образом эти желания и нежелания занимают большое место в человеческом разуме. Но человек скрывает их в своем разуме, так что они не поддаются постижению или определению. Человеческое добро и зло сокрыто в его разуме и не имеет внешних проявлений, и если определять эти качества, можно ли сделать это, не применяя законов благопристойности? Малому человеку трудно служить, но легко угодить, Ему угодить, Даже если угождать, не следуя пути; Когда ж доводится ему использовать других, Он требует от них. Поэтому присвоение чужого, ложь, несправедливость, убийство могут при особых обстоятельствах оказаться добродетелью. Поступки, по видимости злые, если рассматривать их в связи с богами, священными книгами, самой жизнью и теми путями, которыми она поддерживается, приводят к добрым результатам. Махабхарата, Шанти Парва 37. Коран 47:33 31 Жила однажды женщина по имени Ведехика, которая считалась мягкой, скромной и веж­ливой. У нее была служанка по имени Кали, умелая и работящая, хорошо справлявшаяся с работой. И вот что пришло в голову служанке Кали: "Моя хозяйка пользуется доброй славой, интересно, она добра по натуре или только потому, что я хорошо работаю и делаю ее жизнь приятной? Что, если я испытаю свою хозяйку? Ведехика крикнула служанке: "Эй, Кали! Тогда вот что пришло в голову Кали: "Вероятно, моя хозяйка раздражительна, хотя и не показывала этого, потому что я хорошо работала. Не испытать ли мне ее еще? Ведехика закричала на служанку: "Эй, Кали, почему ты проспала? Тогда вот что пришло в голову Кали: "Вероятно, моя хозяйка раздражительна, хотя и не показывала этого, потому что я хорошо работала. Не испытать ли мне ее еще? Тогда Ведехика закричала на служанку: "Эй, Кали, почему ты проспала? Тогда Кали с разбитой головой, залитая кровью, обвинила свою хозяйку перед соседками, говоря: "Взгляните, госпожа, что сделала эта добрая женщина, взгляните и вы, госпожа, что натворила эта скромная женщина, взгляните и вы, госпожа, как поступила эта кроткая женщина. Что же она так разгневалась из-за того, что я поздно встала, разгневалась и побила меня, свою единственную служанку, и разбила мне голову? Подобным же образом, братья, бывают люди мягкие, скромные и кроткие, пока с ними не случится какая-нибудь неприятность. Только когда с человеком случается неприятность, можно понять, истинно ли он мягок, скромен и кроток. Мадждхима Никайа 123-24, Какасупама сутта Прелюбодеяние На первом месте среди человеческих прегрешений стоит прелюбодеяние, или блуд. Ни один грех так не губителен для духовной жизни. Поскольку он совершается втайне, по взаимному согласию и часто без страха перед законом и перед целью жизни. Современные общества мало что могут сделать, чтобы запретить беспорядочные половые связи. Лишь нормы морали, в основе которой лежит религия, могут эффективно сдерживать этот грех. Большинство фрагментов священных текстов, собранных здесь, осуждают прелюбодеяние, блуд и беспорядочные половые связи в целом. Часть их намечает границы, за которыми начинается блуд. В заключение приведены тексты, в которых говорится о разводе и гомосексуальности. И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это — мерзость и плохая дорога! Коран 17:34 32 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. Послание к евреям 13:4 Ибо знайте, что никакой блудник или нечистый. Послание к ефесянам 5:5 И те, которые не призывают с Аллахом другого божества, и не убивают душу, запрещен­ную Аллахом, иначе как по праву и не прелюбодействуют. А кто творит это, тот встретит воздаяние. Удвоено будет ему наказание в день воскресения, и будет пребывать он в нем вечно униженным. Коран 25:68 — 69 Насилие и злоупотребление любовью — тяжелейшее из преступлений. Извращение любви — даже более тяжкое преступление, чем пресечение корня жизни убийство. Сан Мюн Мун 3—20—77 И теория, и практика Учения потеряны для того, кто предается половым сношениям. Он использует себя неверно. Это то, что в нем есть низкого. Сутта Нипата 815 С гибелью рода погибнут непреложные рода законы; Если ж законы погибли, весь род предается нечестью, А утвердится нечестье, Кришна, — развращаются женщины рода. Женщин разврат приводит к смешению каст, Варшнея! Если смешение будет, в ад попадут и весь род, и убийцы рода. Талмуд, Сота 36 Не приближайся к жене или служанкам ближнего. Коран 24:33 Кто находится в непозволительной связи с женами своих родственников или друзей, действуя силой или по взаимному согласию, тот должен считаться парией. Сутта Нипата 123 Развратника, вожделеющего много женщин, не следует пускать в чужие дома. То, чем он постоянно занимается, приносит лишь сожаления — он увядает в печали и алчности. Кто совершает блуд, будет наказан и здесь и потом; его дни на земле скоро прервутся, а после смерти он окажется в аду. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною; груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется. Притчи Соломона 5:3—6, 15—23. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею! А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Виная питака И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, — оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту. Книга пророка Исайи 3:16 — 17 Скажи верующим, пускай они потупляют свои взоры и берегут свои члены; это — чище для. Поистине, Аллах сведущ в том, что они делают! Обратитесь все к Аллаху, о верующие, — может быть, вы окажетесь счастливыми! Коран 24:30 — 31 Учитель сказал: Тот, кто видит красивую женщину, может сказать: Благословен будь Тот, кто создал такое в Своей вселенной. Но дозволено ли даже простое рассматривание? Конечно, возникает возражение: "Берегись всего худого" Втор. Талмуд, Абода Зара 20 аб Законное дело, больше всего ненавистное Богу, это развод. Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев. Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. Евангелие от Марка 10:2 — 12 Не ложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость. Левит 18:22 Бодхисаттва не приближается к пяти разновидностям немужественных мужчин, чтобы быть с ними в дружбе или в близости. Лотосовая сутра 14 И Лута. Вот он сказал своему народу: "Вы, поистине, творите мерзость, в которой никто не опередил вас из миров! Коран 29:27 28 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употреб­ление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. Послание к римлянам 1:26 — 27 Убийство Все религии порицают убийство по самой его сути. Тем не менее существует грань между убийством и узаконенным насилием, и эта грань проходит различным образом. В джайнизме и среди части буддистов, индуистов и даосов концепция абсолютного ненасилия — ахимсы — касает­ся всех живых существ. В иудаизме, христианстве исламе священное писание запрещает убийство человека. Некоторые тексты из христианских, буддийских, даосских иудейских священных писаний могут быть интерпретированы как утверждение, что убийство человека— грех при всех и всяческих обстоятельствах. Некоторые из этих учений считают неправильным применять силу для защиты от зла. Пацифизм и возражения против смертной казни также основываются на писаниях. Другие священные книги разрешают убийство при самообороне, при предупреждении больших преступлений, допускают смертную казнь как кару и поддерживают ведение войны за правое. Тем не менее убийство даже при этих обстоятельствах все равно считается грехом, хотя и меньшим. Безнравст­венность убийства при самозащите или при возмездии хорошо освещена в двух версиях истории Каина и Авеля: из Библии и Корана. В библейской истории Бог отмечает Каина печатью, чтобы оградить его от возмездия, а в Коране Авель демонстрирует отказ от самозащиты перед Каином. В завершающей части раздела собраны фрагменты писаний, относящиеся к убийству детей, абортам и самоубийству. Аборт — наиболее противоречи­вая тема на Западе. Многие религиозные люди расценивают его как преступ­ление, подобное детоубийству, но о нем нет упоминаний в Библии. Аборт часто осуждается в писаниях восточных религий. Мы также отобрали несколько цитат из писаний, в которых порицается самоубийство. Однако в джайнизме признается религиозное самоубийство как искупление, и на Востоке самоубийство может быть проявлением добродетели в защиту чести. Исход 20:13 Суть того, чтобы верно вести себя, — никого не обидеть; нужно знать, что религия в том, чтобы не наносить никому обиды. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству. Все дрожат перед наказанием, жизнь приятна для всех — поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству. Кто, ища счастья для себя, налагает наказание на существа, желающие счастья, тот после смерти не получит счастья. Дхаммапада 129 — 132 В сражениях из-за земли убивают столько людей, что ими покрывают поля, а в сражениях из-за городов ими наполняются города. Это значит заставлять землю пожирать человеческое мясо. За такое преступление мало смертной казни. Поэтому искусные полководцы должны нести высшее наказание. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения. Дхаммапада 201 К Равви однажды пришел человек и сказал: "Правитель моего города приказал мне убить одного человека, а если я откажусь, он убьет меня". Равви ответил ему: "Пусть тебя, убьют, но ты не убивай: не думаешь ли ты, что твоя кровь краснее, чем его? Возможно, его кровь краснее твоей". Талмуд, Песахим 256 Можно представить себе, что убийство врага, которого ненавидят все, как один, не преступление. Но даже ненавидимый человек обладает той же ценностью, что и. Убийство — это преступление, потому что, убивая, человек нарушает космические законы. Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Поэтому человек, следующий дао, его не употребляет. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а в случае победы себя не прославлять. Прославлять себя победой — это значит радоваться убийству людей. Победу следует отмечать похоронной процессией. Талмуд, Санхедрин 72а И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву. А если кто был убит несправедливо, то Мы его близкому дали власть, но пусть он не излишествует в убиении. Поистине, ему оказана помощь. Смотрите, чтобы только один человек, мой убийца, был убит в наказание за совершенное убийство, а больше никому не причинили бы ни вреда, ни беспокойства, ни тревоги. Человек, пытавшийся совершить убийство, должен понести кару, только если я умру от раны, нанесенной им, и кара должна быть ударом меча, обрывающим его жизнь. Его не должны мучить перед смертью, не следует отрубать ему ни ног, ни рук, потому что я слышал слова Святого Пророка: "Не отрубай конечностей никому, будь это даже кусающий пес". Нахджул Балагха, Послание 47 Предположим, что бодхисаттва видит ужасного грабителя, который собирается убить множество людей из-за денег, или причинить вред шравакам либо бодхисаттвам, или сделать нечто, что приведет его в самый глубокий ад. Видя это, бодхисаттва подумает: Если я убью этого человека, я попаду в ад; если же я не убью его, он совершит преступления, которые приведут его в самый страшный ад, где он будет подвергаться мукам. Лучше мне убить его и самому попасть в ад, чем дать ему претерпевать мучения в глубинах ада. Затем, глубоко сожалея о необходимости совершить убийство, с состраданием в сердце, он должен убить этого человека. Сделав это, бодхисаттва не нарушит своих заповедей; напротив, это прибавит ему досто­инств. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил. Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. Бытие 4:1 — 16 И прочитай им весть о двух сыновьях Адама с истиной. Вот они оба принесли жертву; и была принята она от одного и не принята от другого. Он сказал: "Я непременно убью тебя! Если ты прострешь ко мне свою руку, чтобы убить меня, я не протяну руки к тебе, чтобы убить. Я ведь боюсь Аллаха, Господа миров. Я хочу, чтобы ты взял на себя грех против меня и свой грех и оказался среди обитателей огня. Это — воздаяние неправедным". И душа его представила ему легким убийство брата, и он убил его и оказался среди потерпевших убыток. И послал Аллах ворона, который разрывал землю, чтобы показать ему, как скрывать скверну его брата. Он сказал: "Горе мне! Я не в состоянии быть подобным этому ворону и скрыть скверну моего брата". И оказался он в числе раскаявшихся. По этой причине предписали Мы сынам Исраила: кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей. Коран 5:30 27 —35 32 И не убивайте ваших детей из боязни обеднения: Мы пропитаем их и вас; поистине, убивать их — великий грех! Коран 17:33 31 Злодеи убивают ребенка и устраивают выкидыш неродившегося. Талмуд, Тора, Санхедрин 576 Если женщина мучается в родах, разрезают младенца в ее утробе и вынимают по членам, ибо ее жизнь прежде жизни младенца. Виная питака, Махавагга 78. Васиштха Дхарма сутра 28. Апастамба Дхарма сутра 1. Это включает самоубийство, кроме случаев, подобных случаю с Саулом. Мидраш, Бытие Раббах 34. Хадис Муслима Монах, который намеренно лишает жизни человеческое существо, или готовится к само­убийству, или восхваляет смерть, или подбивает кого-нибудь к самоубийству, говоря: "Что пользы тебе от этой греховной, тяжелой жизни? Смерть для тебя лучше, чем жизнь", готовя свой разум к чужой смерти, и восхваляя различными способами смерть, и уговаривая кого-нибудь расстаться с жизнью, совершает проступок, влекущий за собой потерю монашес­кого сана. Виная питака Воровство Воровство — это присвоение того, что принадлежит другому или при­надлежит обществу. Оно включает в себя мошенничество, вымогательство, ростовщичество, бесчестную торговлю. Исход 20:15 Не жни того, что ты не сеял. Пословица народа игала Нигерия Поскольку то, что твое, не твое, как ты можешь считать не свое своим? Талмуд, Дерек Эретц Цута 2. Это дает краткую передышку, но за ней всегда следует смерть. Коран 5:42 38 Поистине, те, которые пожирают имущество сирот по несправедливости, пожирают в своем чреве огонь, и будут они гореть в пламени! Коран 4:10 Вот какие действия считаются воровством: подстрекать кого-либо украсть, укрывать краденое, создавать путаницу, назначая завышенную цену или недоплачивая, использовать фальшивые весы или мерки и вводить людей в заблуждение подделками. Коран 83:1 — 3 Кто крадет то, что принадлежит другим, в деревне или в лесу, должен быть признан парией. Кто, имея долговые обязательства, отказывается платить, говоря: "Я не должен тебе", тот должен быть признан парией. Кто хочет украсть какую-то мелочь и ради этого убивает путника, должен быть признан парией. Сутта Нипата 119 — 121 Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, — вы, которые говорите: "когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать". Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их! Не поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней? Книга пророка Амоса 8:4 — 8 О вы, которые уверовали! Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне. Коран 3:125 130 Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Исход 22:25 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден. Притчи Соломона 6:30 Ложь и обман Принято считать, что перо сильнее меча. Точно так же ложь может принести больше вреда, чем ружье, из которого стреляют во гневе. Ложь — это путь к любому злу. Однако следует различать ложь в смысле неистинного учения примером чего может служить пропаганда ошибочной теории и ложь, намеренно сбивающую с толку и обманывающую другого относительно того, о чем лгущий имеет верное понятие. Ложь первого типа может основываться на добросовестном убеждении, в то время как ложь второго типа — это обдуманный, намеренный обман. В этой главе мы собрали фрагменты писаний, говорящие о лжи и лживости только в смысле намеренного обмана. Довольно часто между незнанием истины и ложью ближнему различие невелико, как свидетельствуют некоторые из приведен­ных ниже текстов. Мерзость пред Господом — уста лживые. Притчи Соломона 12:22 Не произноси устами того, что отрицает сердце. Талмуд, Баба Мециа 49 Нечестность в делах или ложь ведут к печали. Ади-Грантх, Мару Солах Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть у Аллаха за то, что вы говорите то, чего не делаете. Коран 61:2 — 3 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. Псалтирь 100:7 Кто говорит ложь, а также тот, кто, сделав, говорит: "Я не делал", — попадают в преисподнюю. Ведь и тот и другой после смерти равны; люди низких деяний равны в том мире. Пословица народа йоруба Нигерия Порождения ехиднины! И от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься. Евангелие от Матфея 12:34 — 37 Нет зла, которое не мог бы совершить человек, говорящий ложь, отказавшийся от иного мира, пренебрегший единой дхаммой. Дхаммапада 176 Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова, кто же нечестен в речи, нечестен во. Хадис Муслима Учитель сказал: "Не знаю, как можно, чтобы у человека не было правдивости. Это подобно тому, что у большой повозки нет скрепы, а у малой — нет поперечины. Ложь — начало всякого зла; она ведет к новому рождению на низших уровнях существования, к нарушению чистых заповедей, к разложению тела. Махаратнакута сутра, Речь Бодхисаттвы Сураты Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое — горьким! Книга пророка Исайи 5:20 Лицемерие Где люди объединяются вокруг религии или любого учения о нравствен­ном совершенствовании, там может возникнуть грех лицемерия. Лицемер хочет признания равных себе и даже привилегий от церковных лиц за свои внешние проявления нравственности или религиозности, не обладая ими в действительности. Там, где религия требует посвящения ей человеческой жизни, например в случае исламского призыва к джихаду или буддистских строгих предписаний монашеской дисциплины, лицемер пробует обойти эти требования, внешне оставаясь правоверным. Лицемер не выполняет обяза­тельств религиозной жизни и потому не получает ее духовных благ, он пребывает в низменном состоянии. Если же лицемер занимает высокую должность, он подает дурной пример обычным верующим и навлекает дурную славу на саму религию. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззако­ния. Евангелие от Матфея 23:27 — 28 Царь Александр сказал своей жене: "Не бойся фарисеев или не-фарисеев, бойся тех лицемеров, что подражают фарисеям". Талмуд, Сота 226 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исайя, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Евангелие от Марка 7:6 — 7. Если он не встречает взаимности, то он прибегает к наказаниям. Они смешивают часть грязи, но тут же на них налипает ее вдвое. Они омываются снаружи, внутри они полны смертельного яда. Чистые душою чисты даже без ритуального омовения. Нечистые же нечисты, пройдя все ритуалы. Ади-Грантх, Вар Сухи МЛ Тот, кто грешил в душе, хотя и очень заботился о внешних проявлениях своей религиоз­ности, кто не владеет собою, хотя делает вид, что владеет, попадет в большую беду. Как яд убивает того, кто выпьет его, как меч ранит того, кто неловко возьмет его, как демон вредит тому, кто не оградился от него заклинайием, так Закон приносит вред тому, кто смешивает его с чувственностью. Низкие из-за своих низких деяний, они рождаются в преисподней. Лучше проглотить раскаленный железный шар, подобный огненному пламени, чем нече­стивому и невоздержанному воспользоваться благотворительностью страны. Что-либо сделанное небрежно, попранный долг, сомнительное благочестие — все это не приносит большого вознаграждения. Дхаммапада 307 — 308, 312 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Евангелие от Матфея 7:21 Если богатый щедр к другим, когда его семья живет в бедности, он, соблюдающий подобные дхармы, вкушает яд, имеющий вид меда. Коран 107:4 — 7 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Евангелие от Матвея 6:1 — 4 О вы, которые уверовали! Не делайте тщетными ваши милостыни попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия перед людьми и не верует в Аллаха и последний день. Подобен он скале, на которой земля, но постиг ее ливень и оставил голой. Они не владеют ничем из того, что приобрели: ведь Аллах не ведет прямым путем людей неверных! Коран 2:266 264 А когда Мы оказали милость человеку, он отворачивается и удаляется. А когда коснется его зло, он — обладатель широкой молитвы. Коран 41:51 Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Иоанна Богослова 3:15 — 16 И среди людей некоторые говорят: "Уверовали мы в Аллаха и в последний день". Но они не веруют. Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают. В сердцах их болезнь. Пусть же Аллах увеличит их болезнь! Для них — мучительное наказание за то, что они лгут. А когда им говорят: "Не распространяйте нечестия на земле! Ведь они — распространяющие нечестие, но не знают. Коран 2:7 8 11 12 А о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов и говорят один другому, брат брату: "пойдите и послушайте, какое слово вышло от Господа". И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью. Книга пророка Иезекииля 33:30 — 31 Грешники, преследующие религиозные обряды, освященные твоими последователями, Потому что у них нет Благого Разума, о Боже, Который уклоняется от них, как и Праведность, Подобно тому, как хищные дикие звери бегут от нас! Многие гуру на свете жертвуют скорее другим, чем собою, но редко кто из гуру несет свет Атмана. Многие гуру лишают своих учеников богатства, но редко кто из гуру облегчает страдания своих учеников. Многие следуют дисциплине и ведут себя как подобает их касте, положению, семье, но таких гуру, кто свободен от желаний, найти трудно. Тот гуру, от общения с которым исходит высшее блаженство; именно такого, а не другого гуру выбирает себе умный человек. Куларнава Тантра 13 Клевета, сплетни и ругательства Злословие или распущенность в речи часто служат причиной зла в мире. Поскольку сказанное может причинить вред самому говорящему или дру­гим людям, следует взвешивать свои слова. Преступное лжесвидетельство в суде названо среди Десяти Заповедей как особо тяжкий грех, поскольку его последствия для несправедливо обвиненного могут оказаться страшными. В древней Месопотамии соглас­но своду законов Хаммурапи свидетель, лживо обвинивший человека в пре­ступлении, если лжесвидетельство было доказано, подвергался наказанию такому же, какого заслуживало преступление, в котором он обвинял невин­ного. Не только в суде, во множестве ситуаций человека могут спросить о событиях или о поведении. Создается возможность либо быть правдивым, либо лжесвидетельствовать, совершая несправедливость по отношению к другим, очерняя их репутацию, сея рознь и лживость между мужем и женой либо между друзьями и даже ложно обвиняя их в преступ­лении. Более того, большой вред могут причинить сказанные сгоряча слова или повторение слухов без проверки, истинны ли. Надо отдавать себе отчет о характере и разуме своего собеседника. Грубость и ругань, проклятия и оскорбления могут привести к драке и насилию. Не произноси ложного свидетельства на ближнего. Исход 20:16 Лжесвидетель и лгун отправятся в ад Раурава. Маркандейа Пурана 10 А кто приобретет проступок или грех, потом обвинит в нем невинного, тот берет на себя ложь и явный грех. Коран 4:112 Когда его вызвали в суд и стали допрашивать как свидетеля перед советом или группой людей или родственников или перед царской фамилией, и сказали ему: "Ну, добрый человек, расскажи, что знаешь", и он, хотя не знал, отвечает: "Я знаю", и, хотя знает, говорит: "Я не знаю"; хотя не видел, говорит: "Я видел", и, хотя и видел, утверждает: "Я не видел". Таким образом, его слова — заведомая ложь либо ради него самого, либо ради другого, либо ради материальной или какой другой выгоды. Мадждхима Никайа 47—48, Севитаббаасевитабба сутта О вы, которые уверовали! Если придет к вам распутник с вестью, то постарайтесь разузнать, чтобы по неведению не поразить каких-нибудь людей и чтобы не оказаться кающимися в том, что вы сделали. О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они — лучше их! И женщины — над женщинами: может быть, они — лучше их! Не позорьте самих себя и не перекидывайтесь прозвищами. Мерзкое имя "распутство" после веры! А кто не обратится, те — несправедливые. О те, которые уверовали! Ведь некоторые мысли — грех; и не выслеживайте, и пусть одни из вас не поносят за глаза. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение. Бойтесь же Аллаха, — ведь Аллах — обращающийся, милостивый! Коран 49:6, 11—12 Есть восемь недостатков у людей, их надо тщательно изучить. Делатв"не свое дело значит быть назойливым. Лезть вперед, когда к тебе никто не обращался - значит быть угодливым. Вторить чьему-то мнению, пытаться завязать разговор — значит быть низкопоклонником. Говорить, не обращая внимание на то, прав или неправ собеседник — значит быть льстивым. Находить удовольствие в том, чтобы перечислять чьи-то неудачи — значит клеветать. Между делом разрушить чью-либо дружбу — значит быть злонамеренным. Лицемерно и лживо превозносить кого-либо, причиняя таким образом другим зло и несправедливость —- значит быть злобным. Не думая о том, правильно это или нет, пытаться повернуться лицом сразу в обе стороны, чтобы уловить, чего хочет противоположная сторона — зовется предательством. Эти восемь недостатков приводят к беспорядку вокруг и вредят тому, кто обладает ими. Высокорожденный не станет завязывать дружбу с подобным человеком, а просвещенный правитель не возьмет его в министры. Чжуан-цзы 31 Не ходи переносчиком в народе твоем. Левит 19:16 Когда ухо не слышит злобных сплетен, сердце не печалится. Пословица народа йоруба Нигерия. Первое послание Тимофею 5:13. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Послание Иакова 3:6—9 Человек рождается с секирой во рту. Тот, чья речь отвратительна, зарубает сам себя этой секирой. Когда человек восхваляет кого-то, достойного порицания, или порицает достойного похвалы, он своими словами накапливает зло, и оно не приводит к счастью. Нет беды в том, что кто-то проиграл деньги в кости, проиграл все, даже самого себя; но беда, если кто-то распространяет недоброжелательные слухи о праведных людях. Оскорбление человека действительно заслуживает, будь это недоброжелательные слухи или мысли, целых веков страдания. Сутта Нипата 657—660 У шумливой птицы плохое гнездо. Пословица народа кануфи Нигерия Начало всех бед В этом мире Это одно-единственное слово, Опрометчиво сказанное. Моритака Аракида, Сто стихотворений о мире Ни с кем не говори грубо; те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем. Ведь раздраженная речь — неприятна, и возмездие может коснуться. Дхаммапада 133 Учитель сказал: "В начале любого беспорядка — слова. Если правитель неблагоразумен — он теряет слуг. Если слуга неблагоразумен — он теряет жизнь. Если детей не растить с благоразумием, совершенствовать их будет трудно". Быстрый ветер не продолжается все утро, сильный дождь не продержится весь день. Кто делает все это? Даже небо и земля не могут сделать что-либо долговечным, тем более человек. Я сказал: "О пророк Аллаха, будет ли сказанное нами обращено против нас? Есть ли что-нибудь, что ввергает людей в адское пламя чаще, чем их язык? Сорок хадисов ан-Навави 29 Пагубные пристрастия Пристрастие к вину, наркотикам или азартным играм в любом обществе служит причиной гибели человека. Эти так называемые преступления без жертв ведут к тому, что человек оказывается слеп к свету Божьему и глух к голосу собственной совести. Пагубные привычки, как правило, приводят к антиобщественному поведению, разрушению семей, способствуют совер­шению преступлений. Несмотря на современное медицинское истолкование пагубных пристрастий как болезней, религии мира в своем большинстве утверждают, что люди ответственны за свои действия и могут освободиться от пагубных привычек. О вы, которые уверовали! Вино, майсир — мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, — может быть, вы окажетесь счастливыми! Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и майсиром и отклонить вас от поминания Аллаха и от молитвы. Коран 5:92 90 —93 91 Серьезные, мудрые люди Хотя и пьют, сдержанны и владеют собой; Но люди невежественные и незнающие Предаются пьянству, день ото дня сильнее. Пусть каждый следит за своим поведением — Ведь утратив то, что даровано небом, уже не вернешь. У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. Когда проснусь, опять буду искать того же". Притчи Соломона 23:29—35 Рабби Исаак сказал, цитируя Притчи 23. Рабби Меир сказал: "Древо, от которого вкусил Адам, было лозой, ибо вино заставляет человека плакать". Талмуд, Санхедрин 70 аб Каковы шесть путей растратить богатство? Пьянствовать; слоняться без дела по улицам в неподходящее время; постоянно ходить по представлениям и ярмаркам; пристраститься к азартным играм; связаться с дурной компанией; проводить время в праздности. Игра и женщины, выпивка, танцы и песни, дневной сон и гуляние по ночам, дружба с плохим человеком, жестокосердие, — эти шесть причин ведут человека к гибели. Игра и выпивка, а потом преследование женщины, которая другому дороже жизни, подражание глупцам, а не просвещенным людям, и человек становится чернее темной части луны. Пьяница, вечно бедный и несчастный; даже когда пьет, жаждущий; часто посещающий питейные заведения, утонувший в долгах, как камень в воде, скоро лишит свое семейство доброго имени. Тот, кто обычно днем спит, а ночь считает временем для бодрствования, безнравственный, вечно пьяный, тот не заслуживает, чтобы его считали главой семьи. Дигха Никайа, Шигаловада Сутта Чрезмерная еда вредна для здоровья, препятствует долголетию и достижению неба; она мешает приобретению духовной заслуги и противна людям; поэтому следует избегать. Подобной напитку сома с горы Муджават Показалась мне бодрствующая игральная кость вибхидака. Не бранила и не ругала меня. Благосклонна к друзьям и ко мне. Из-за одной лишней игральной кости Я оттолкнул преданную жену. Ненавидит свекровь, отталкивает прочь жена. Несчастный не находит сочувствующего. Другие обнимают жену того, На чье богатство стремительно накатывается игральная кость. Отец, мать, братья говорят о нем: "Мы не знаем его! В собрание идет игрок, расспрашивая, И подбадривая себя: "Я выиграю! Ведь игральные кости — крючковатые, колючие. Они дарят, как ребенок, победителя они поражают. Рвением игрока они обмазаны медом. Резвится стая этих игральных костей числом трижды пятьдесят, Чьи законы непреложны, как законы бога Савитара. Не склоняются они перед яростью даже могучего. Даже царь делает им поклон. Они катятся вниз, прыгают вверх, Без рук они одолевают того, у кого есть руки. Неземные угли, брошенные в желобок, Они сжигают сердце, хотя и холодные. Страдают брошенная жена игрока И мать сына, бродящего неизвестно. Обремененный долгами, испуганно ищущий денег, Крадется он ночью в дом к другим людям. Игрок стал мучиться, увидев женщину — Жену других их уютный домашний очаг, Но ведь он с раннего утра запряг коричневых коней, И вот он, жалкий, упал у огня. Тоткто есть полководец великой армии, Первый царь стаи, Ему я протягиваю десять пальцев И говорю эту клятву: "Я не удерживаю богатства! Вот коровы, о игрок, вот жена" — На это указывает мне этот господин Савитар. Не привораживайте нас так сильно своим ужасным колдовством! Да уляжется ваша ярость и враждебность! Пусть другой будет в сетях коричневых!


СТОЛ ЗАКАЗОВ: