Несуществующее животное — проективная методика исследования личности; предложена М. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка По И. Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения на представление — мысль.

Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: При выполнении рисунка лист бумаги либо полотно картины представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, то есть возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением. Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим п ериодом и действ енность ю.

На листе модели пространства левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона соответствующая доминантной правой руке - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других — одним цветом и т. Общепринятой системы оценки рисунка не. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик.

Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Показана удовлетворительная валидность конвергентная методики путем установления связи между результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методик на материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД П.

Валидность также подтверждена при дифференциации больных неврозами и здоровых Т. Несуществующее животное — одна из наиболее популярных рисуночных методик и широко используется психологами СНГ при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. Рисунки следует делать на стандартном листе бумаги формат А Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, не глянцевый. Никаких указаний или пояснений по поводу как расположить лист не дается.

Во время рисования человек не должен иметь возможности наблюдать за созданием чужого проективного рисунка. Во-первых, могут быть попытки копирования и заимствования, во-вторых, нечего отвлекаться во время испытания. После завершения тестирования испытуемый испытуемые могут попросить раскрыть им информацию, которую Вы извлекли из их рисунка.

Никогда не проводите никаких групповых психологических шоу! Интерпретация рисунка — дело исключительно индивидуальное и должно происходить с глазу на глаз. В процессе рассказа о том, что Вы почерпнули из рисунка следует сосредоточится на "положительной" окраске информации.

Образовательная и воспитательная суть этой процедуры, да и всего процесса тестирования, заключается в том, чтобы пробудить у ученика интерес и. Если у Вас нет времени и сил на это благое дело, то хотя бы восхищенно почмокайте губами. Если автор не меняет положения листа, и лист расположен вертикально, это может свидетельствовать о ригидности, нежелании ничего менять. Если он меняет расположение листа в зависимости от рисунка например, дерево чаще рисуют на вертикальном листе, а несуществующее животное и людей на горизонтальном , это значит человек умеет приспособиться, не абсолютно следует инструкции.

Чем больше рисунок, тем более энергичен, возбудим, уверен в себе его автор. Однако, если рисунок так велик, что не умещается на лист, то это так же проявление закрепощенности и внешнего давления на автора.

Счастье — вверх; грусть — низ. Грусть и уныние гнетут человека, и он опускает голову, а положительные эмоции распрямляют его. Сознание ориентирует вверх; бессознательное состояние — вниз. Человек спит лежа, а, просыпаясь встает. Здоровье и жизнь ориентируют вверх; болезнь и смерть вниз.

Серьезная болезнь заставляет лежать. Обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение власти или силе — вниз. Победитель в борьбе обычно находится вверху. Рациональное ориентировано вверх; эмоциональное вниз. В нашей культуре люди считают, что они способны к контролю над животными, растениями и окружающей средой, именно эта уникальная особенность ставит человека над животными и обеспечивает связь над ними.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа чем ближе, тем более выражено трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: Традиция чтения слева направо. Соответственно левая сторона находится сзади, правая спереди.

Несуществующие животное

Будущее в западных культурах находится справа, прошлое слева. На основании этих традиций расположение рисунка слева интерпретируется как направленность на прошлые впечатления, расположение справа — направленность в будущее, экстраверсия. Очевидно, на основании тех же традиций интерпретируется центральная смысловая часть фигуры — голова или заменяющая ее деталь. Голова, повернутая вправо — устойчивая направленность на действительность.

Почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется до конца. Человек активно переходит к реализации своих желаний. Голова влево — тенденция к рефлексии, размышлениям: Увеличение по соотношению с фигурой головы говорит о том, что автор рисунка ценит рациональное начало, а, возможно, эрудицию в себе и окружающих.

Цвет исторически выполняет сигнальную, коммуникационную призывную функции в мире растений, животных и человека Gudin L. В различных человеческих культурах сложились различные традиции использования цветов. Выготский Использование рисующим определенного цвета или цветовой гаммы интерпретируется как выражение неактуализированная эмоциональная потребность.

Для определения этой потребности может быть использованы методы применяемые при интерпретации основного набора цветов теста Люшера. Форма может интерпретироваться в соответствии с фрейдистской традицией, когда всем вытянутым предметам присваивалось мужское начало, а округлым — женское.

Соответственно, при интерпретации рисунка вытянутая форма характеризует наличие мужских, маскулинных черт в характере мужественность, активность. Сжатая, округлая форма характеризует женственность, пассивность.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.

Фигура круга, особенно незаполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание подвергаться тестированию. У подростков это явление почти нормальное: Уподобление животного человеку, любые признаки антропоморфизации свидетельствуют об инфантильности, эмоциональной незрелости. Машинообразность фигуры говорит о нарушениях шизоидного круга: Симметричность-ассиметричность Ассиметричность рисунка интерпретируется как активность, экстравертированность, энергичность.

Симметричность связывается с пассивностью, статичесностью, инертностью. Сложность, избыточность конструкции характеризует общую энергию. Чем больше деталей, тем энергичнее человек. Соответственно, чем экономнее рисунок, тем ярче выражено стремление к экономии своих сил. Это может быть связано с застенчивостью, соматическими заболеваниями.

Способы конструирования несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход автора рисунка к творческой задаче. Выделяются три основных способа конструирования, не считая нулевого уровня, когда рисуется просто реальное животное. В первом случае новое существо собирается из деталей реальных животных. Этот способ характерен для рационалистического подхода к творческой задаче.

Во втором случае по образу и подобию существующих животных создается целостный образ нового, несуществующего животного, хотя оно может отдаленно напоминать дракона, слонопотама и т. Этот тип характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. В третьем случае, при собственно творческом складе воображения, создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ конструирования встречается при любом складе воображения — и рациональном, и художественном, если у человека есть реальные творческие возможности.

Разница между вторым и третьим способами конструирования состоит в том, что второй строится по стандартной схеме живого существа: Поэтому оно всегда несколько похоже на что-то существующее. Для каждого способа конструирования выделяются уровни, соотносимые с уровнями общеинтеллектуального развития.

Для рационалистического способа конструирования существенна степень отклонения от реального образца. Например, если скомбинированы элементы пяти животных, это более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Уровень собственно творческого способа конструирования определяет степень естественности. Если изобретение слишком вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, сколько об оригинальничаний: Творческие возможности выражены обычно числом сочетающихся элементов.

Отсутствие творческого начала — к готовой форме существующего животного приделываются такие же готовые детали. Оригинальность проявляется в форме, построенной из элементов, а не из целых заготовок. Центральная часть фигуры голова, или замещающая ее деталь Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Необычно большое количество глаз, ушей — разных органов чувств, призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы — сигнализируют об остром чувстве тревоги. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции радость, гордость, обида, огорчение , не изменяя своего поведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность болтливость , в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то и другое вместе.

Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы боязливость, тревожность.

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц.

Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный в соответствии с фигурой в целом размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало возможно, и эрудицию в себе и окружающих. На голове также бывают расположены дополнительные детали: Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

Разнообразив в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность, непостоянство, небанальность; иногда даже творческое начало соответственно необычности формы или инакомыслие ближе к патологии.

Перья — их наличие выдает тенденцию к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности. Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев. Выражают отношение к собственным Действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо на листе или влево.

Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.

Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх уверенно, положительно, бодро или падающим движением вниз недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.

Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные. Контур рисунка интерпретируется как отношения с окружающим миром, окружающими людьми.

Анализируются по наличию или отсутствию выступов типа щитов, панцирей, игл , прорисовки и затемнения линии контура. О той же готовности к неясной угрозе свидетельствуют элементы защиты, расположение не по контуру, а внутри его на корпусе животного.

Справа — больше в процессе деятельности реальной , слева — больше защита своих мнений, убеждения, вкусов. Сплошные линии характеризуют людей последовательных уверенных в себе, не испытывающих колебаний, сомнений. Прерывистые линии могут быть связаны с неуверенностью, колебаниями, сомнениями. Линии с обводкой, исправление собственных линий, штриховки внутри контура изображения свидетельствуют о фиксации на определенных деталях.

В этом случае необходимо уделить внимание интерпретации значения выделенных деталей. Штриховки тесно связаны с тревожностью, беспокойством, озабоченностью. Иногда по характеру линии рисунка можно судить об органических изменениях. Тремор, либо несоединение линий, либо пересечение — нарушение сенсорной координации.

Эпилепсия в графических движениях проявляется достаточно редко. Гораздо ярче она проявляется в содержании рисунка. Как правило, на эпилепсию может указывать большое количество одинаковых, часто повторяемых деталей. Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.

Соответственно, чем больше составных частей и элементов помимо самых необходимых , тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки — резкая тревожность.

Слабые, паутинообразные линии связываются со слабостью, стремлением к экономии сил. Линии с сильным нажимом сигнализируют о тревожности. При этом важно обратить внимание, какая деталь выполнена с повышенным нажимом, чтобы понять, с чем связана тревога.

Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оторванность рисунка. Животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек. В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего. Несоответствие размера рисунка с размерами животного свидетельствует о внутреннем конфликте.

Положение в фас трактуется как эгоцентризм. Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны для различения прямой и защитной агрессии. По внешнему виду можно судить о том, нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Любые очевидные аксессуары нападения, нарисованные, но не объявленные таковыми — это проявление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии.

Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. Если у Вас возникает предположение о боязни агрессии, а ребенок сам ничего не говорит о размерах своего существа, то нужно специально об этом спросить. Боязнь агрессии может проявиться в подчеркнуто выразительной агрессивности изображенного животного.

В этом случае автор идентифицируется не с нарисованным животным, а с самой опасностью, страхом. Как правило это встречается лишь в случае истинного невроза.

Механизм сходен и параллелен аллегорическому значению животных и их. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.

Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др.

Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса. Фигура круга особенно — ничем не заполненного символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Соседние файлы в папке Психология.

Смотрите также: